a_s_kino: (Default)
[personal profile] a_s_kino

Давно не писал. Сейчас опять напишу про просмотры, потому что это, пожалуй, самое интересное.
(Написал и охнул: кто ж это до конца прочитает?.. Многовато вышло. Так что даже не знаю, помещать ли… Но поместил - может, каждый прочиатет, что ему будет интересно - если что-то будет…)


По истории отечественного кино было три просмотра.
Первый начался с хроники Л.Н. Толстого, что, конечно, интересно, но, в общем, часто показывается. Кадр, в котором Софья Андреевна заглядывает в окно туда, где умирает Л.Н.Т., действительно эмоционален и запоминается. Читал, что логопеды пытались по губам установить, что она говорит - странно, как они это собиралиь делать: она стоит вдалеке и почти спиной. После смерти Л.Н.Т. о нем был снят игровой фильм «Уход великого старца» (1912) - один из первых фильмов нашего классика Протазанова. Снято очень профессионально (для своеого времени), но действительно очень много смакаются внутрисемейные ссоры, и неудивительно, что родственники запретили выпускать фильм на экран. Интересен последний кадр. Везде почему-то описывается, что умирающего Л.Н.Т. встречают ангелы на небе. На самом же деле вознесшегося Толстого встречает ни кто иной, как… сам Господь, который кладет руки на пелчи писателя и благославляет того (как известно, Л.Н.Т. был отлучен от церкви…) В добавление к этому нам показали несколько толстовских экранизаций, в том числе, забегая вперед, гораздо более позднего «Поликушку» (1919). Про него все пишут (от М.Блеймана и В.Шкловского до Л.Аннинского), что Москвин - великий театральный актер - не понял специфики кино и играет очень напыщенно. В двух-трех кадрах, обычно приводимых в пример, это действительно есть. Но в целом он настолько строит вокург себя все остальное (а режиссер был слабый и не мешал Москвину), что создается его собственная система координат, в которой его игра уже не кажется перенасыщенной.
«Домик в Коломне» (1913) П.Чардынина - фильм очень живой. Чардынин был крепким профессионалом, который не имел особо своего почерка. Тут же, снимая небольшой фильм-экранизацию, решил слегка пошутить, порезвиться (вместе с Мозжухиным в главной роли, конечно) - и так неожиданно получился шедевр. Фильм очень живой, веселый, с необыкновенно восприимчивым и раскованным Мозжухиным. Пушкинскую поэму авторы наводнили многими юмористическими находками, что совсем ей не повердило. Как совершенно верно заметили составители «Пушкинского кинословаря», авторы фильма с Пушкиным явно «на дружеской ноге».
Да, еще первые анимационные фильмы В.Старевича. Как обычно, два самых известных из них - «Месть кинематографического оператора» (1912) и «Стрекоза и муравей» (1913) - очень интересно, но не описываю, потому, думаю, все и так видели - их не раз показывали по ТВ.

В раннем русском кино, не считая Старевича-аниматора, было два наиболее важных режиссера: Протазанов и Бауэр (впрочем, последний умер в 1917-м, а первый прожил еще долго и продолжал снимать). Оба снимали по 10-15 фильмов в год, но из снятых Протазановым сохранилось в лучшем случае по 1 фильму от года, да и то не все есть во ВГИКе. Так что вот мы посмотрели ранний «Уход великого старца» (1912) и известную «Пиковую даму» (1916), а вскоре обещают еще несколько уже 1917-18 годов, что, конечно, мало. Очень жаль, что не сохранился «Николай Ставрогин» (1915, по «Бесам») - за год «Пиковой дамы», тоже главную роль играл Мозжухин и, по отзывам прессы, играл очень хорошо (а пресса тогда была крайне придирчива), и вообще фильм был заметным.
Из фильмов же Бауэра многие сохранились. Фактически два послеждующих просмотра, в основном, ему и были посвящены. И то до главных его фильмов еще не дошли. Посмотрели «Сумерки женской души» (1913, его первый фильм, уже очень интересный изобразительно: например, девушка выходит из-за тюлевых занавесей, становясь темным силуэтом, отом открывает окно, на нее падает луч света - и все в одном кадре, что для того времени просто блистательно), «Нелли Раинцева» (1916, любопытна композиция: начинается со смерти героини, а далее идут фрагменты написанного ею перед смертью рассказа о своей жизни), еще два-три фильма.


На истории зарубежного кино мы продвинулись несrjлько дальше - до конца 1910-х годов (тоже за это время было три просмотра). Так что тут уже посмотрели гриффитовскую классику: «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916) и «Сломанные побеги» (1919). В принципе, наверное, в представлении это все не нуждается, так что скажу только, что в первых двух Гриффит пытался придать фильмам романную форму (отсюда и длина - 180/200 минут; впрочем, мы смотрели неполные копии по 90~ минут), а в «Сломанные побеги», наоборот, фильм камерный: обычная сентиментальная история (по жанру) снята с таким тактом и чувством экрана, что стала великой драмой и вошла во все спики лучших фильмов всех времен и народов.
Вчера смотрели антологию раннего датского кино, где интереснее всего - «Колдовство на протяжении веков, или Ведьмы» (1920): летают на метлах, устраивают какие-то свои пляски, что сделано очень интересно изобразительно - для того времени потрясающие спецэффекты. Впрочем, у нас, кажется, Старевич еще в 1916-м сделал нечто подобное в фильме (тоже о ведьмах) «Пан Твардовский», но его единственная копия хранится в США и у нас ее никтон е виденл - судить можно лишь по описаниям.


На мастерстве кинокритика посмотрели три фильма.
«Пыль» (2005) С. Лобана. Очень советую, если кто не видел. Сюжет несоклько фантастичен, но изображение нашего времени очень реалистично и смело. В принципе все построено на узнаваемых наших реалиях, но показано в таком ракурсе, что страшновато становится: узнаешь, что это так, и понимаешь, что так - не должно быть, это дико.
«Первые на Луне» (2005) А. Федорченко. Имитация документального фильма о том, как наши якобы слетали в 1937-м на Луну. Имитация хроники сделана достаточно искусно, но два момента,н а мой взгляд, совершенно разбивают иллюзию:
1) смотрим НКВДшную съемку скрытой камерой (уже сомнительно) и видим, что к герою подходит человек в военной форме и говорит, что того вызывают. А герой отвечате: «Да у меня свидание с девушкой». Офицер: «Это приказ». Тогда герой толкает офицера в грудь: «Да ты чё, не понял что ли? Свидание у меня…» Только "типа" не добавил в конце… Можете себе представить такую сцену в 1937-м? По-моему, по отношению к офицреу, объявляющему приказ, это и сейчас странно…
2) в конце 1940-х главный герой работает в цирке и там идет номер «Александр Невский» под музыку из одноименного фильма. Ну никак бы не разрешили «важную патриотическую тему» ставить в цирке! Совершенно точно (я занимался тем периодом).
В этот четверг - сборник «На десять минут старше: Труба» (2002). Семь новелл, снтяы мировыми классиками. Более всего понравились «Двадцать миль до Троны» В.Вендерса и «Сто цветов скрыты глубоко» Ч.Кайге. В первой удивил хороший конец. Впрочем, и другие новеллы были довольно оптимистичны, но тут это было неожиданно. И это наводит на размышление о happy-end’ах. Принято считать, что это «на потребу публике». Но сам по себе счастливый финал (а не happy-end как штамп), по-моему, ничего плохого не несет. Happy-end как штамп придумали в Голливуде, а Голливуд опошлит что угодно. Когда же такое встречается у крупного автора, это вовсе не несет той пошлости, с каой принято happy-end’ы ассоциировать. У Вендерса, например, как мне кажется, неожиданная разрядка в конце только усиливает катарсис.

Date: 2006-09-30 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] igelfog.livejournal.com
Мне в "Трубе" особенно "Линия жизни" Виктора Эрисе понравилась. Самый своеобразный фильм о войне, который я смотрел.

Date: 2006-09-30 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] a-s-kino.livejournal.com
Да?.. Не знаю, мне показалось, что достаточно тривиально. Ребенок - и война. Наблюдение за жизнью семьи в чисто южноевропейском стиле...

Date: 2006-09-30 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] igelfog.livejournal.com
Ребенок как метафора предвоенной Германии, а старушка как Россия - не так уж и тривиально, мне кажется.

Date: 2006-09-30 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sweetheart-lera.livejournal.com
Дочитала до конца) Очень интересно. Спасибо.

Date: 2006-09-30 03:18 pm (UTC)

Date: 2006-09-30 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mumps-oc.livejournal.com
Одна маленькая поправка: в "Трубе" восемь новелл))) И я даже не могу сказать, что понравилось больше!)

Date: 2006-10-01 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] a-s-kino.livejournal.com
Восемь новелл - это вместе с д/ф Г.Франка, который мы сначала смотрели. А в "Трубе" - семь;))

Date: 2006-10-01 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mumps-oc.livejournal.com
молчу, молчу, молчу!!! это я запуталась в своих записях....:(

Date: 2006-10-02 01:47 pm (UTC)

Date: 2006-10-21 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] lorkin-pumpa.livejournal.com
Такой фундаментальный пост стоит дочитать до конца. Вы молодец! буду читать и впреть ваш журнал)))))

Profile

a_s_kino: (Default)
a_s_kino

September 2011

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021 222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 04:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios